По ту сторону фаллического: женское
Если мужской нарциссизм является прежде всего фаллическим, из-за страха кастрации, направленного на его пенис, то у женщин тело, которое зависит от подтверждения взгляда другого, инвестировано целиком.
Женский нарциссизм, это, прежде всего, - телесный нарциссизм, даже если он может быть инвестирован также фаллическим образом. Следовательно в этом состоит различие между женским и женственностью.
Женственность - это видимость, приманка, маскарад, аксессуар для соблазнения, что хорошо приживается с фаллическим.
«Женское» - это внутреннее, невидимое и тревожащее.
Женственность - это тело, женское - это плоть.
Фаллический нарциссизм требует восхищения, женский нарциссизм - быть желаемой.
Женщина, чей нарциссизм не может основываться на фаллических ценностях, остается более зависимой от объекта, который утверждает ее в своем нарциссическом образе, и она создает свой либидинальный объект на стремлении быть желаемой.
Фаллический нарциссизм требует восхищения, женский нарциссизм - быть желаемой.
Женщина, чей нарциссизм не может основываться на фаллических ценностях, остается более зависимой от объекта, который утверждает ее в своем нарциссическом образе, и она создает свой либидинальный объект на стремлении быть желаемой.
Если же она зависит лишь от своего образа в зеркале, не сформировала достаточно ценные внутренние объекты и если любящий ее объект не может дать сиянием своего взгляда другое зеркало, она рискует при всех любовных сепарациях впасть в депрессию.
Любовная связь, когда сексуальное наслаждение вырвано у женщины ее любовником, позволяет заполнить самый высокий уровень смены объектов, вырывая женщину из ее аутоэротического отношения и от архаической матери и реализовать, таким образом, благодаря новому объекту, все обещания эдипового отца.
Анальное подчинение матери, в которое дочь пыталась убежать из-за своего желания иметь пенис, становится тогда либидинальным подчинением любовнику.
Если мать не дает пенис своей дочери, что, согласно Фройду, обходится ей появлением агрессивности, то, тем более, такая мать не может дать ей вагину.
«Чего желает женщина?»
Можно предположить, что именно в наслаждении в отношениях с любовником женщина узнает, что у нее есть настоящий сексуальный орган,- женские гениталии. Именно любовник приходит для того, чтобы занимать позицию разделяющего третьего, вырывая женщину из ее архаических отношений с матерью. Мужчины должны приходить и вырывать у матерей девочек, чтобы сделать их «королевами ночи».
Фаллическая организация - обязательный период становления - должна быть пройдена обоими полами, чтобы достигнуть пары «женское - мужское», признания и различия между полами в любовных отношениях. Речь идет об опыте инициации и интроекции влечений.
Современные женщины знают или чувствуют, что их «страх женского» не может уменьшиться или успокоиться удовлетворяющим образом в отношениях «фаллического» типа. Они знают и чувствуют, что не быть рассматриваемыми как женщины, становиться «невидимыми» на улице, не быть желаемыми или перестать быть желаемыми мужчиной, возвращает их к болезненному опыту отсутствия пола или отрицания женского пола и оживляет их рану маленькой девочки, которую заставили организоваться фаллическим образом при столкновении с попыткой восприятия разницы между полами. Именно тут находится их «страх кастрации».
Сегодня импотенция и фригидность не исчезли вовсе из социальной эволюции.
Однако сексуальная свобода, даже если она дала женщинам силу сознательно отличать их эротическое желание от их желания продления рода, не облегчила доступа к женскому в сексуальном отношении, а также не дала мужчинам чувства, что в этих отношениях им все еще отведена более значимая роль.
Обеднение сексуальности выражается в утрате желания, страхе потери мужественности, в «страхах женского», чрезмерности анальных защит доминирования, удерживании на регрессивной, аддиктивной сексуальности, на агировании и т.д. Доходит до радикальной симптоматологии, такой, как сексуальный прагматизм, вагинизм, вплоть до полного отсутствия сексуальных отношений.
Сейчас существует тенденция связывать эти феномены лишь с эволюцией морали, которая дала слишком много автономии и власти женщинам, лишая мужчин их мужских привилегий. Можно ли искать причину многих случаев импотенции, фригидности обоих полов в сделке с «работой женского», которая нуждается во встрече и поддерживании эротического отношения?
Сегодня «цивилизованная мораль» не та, что была прежде! В наши дни наслаждение стало правом и требованием.
И не для того, чтобы успокоить страх кастрации мужчин, а потому, что их фаллическая инвестиция, их женская идентификация, их отцовская идентификация не слишком утверждены.
Относительно женщин также можно сказать, что их требование оргазма любой ценой развивает прежде всего желание обладать пенисом-фаллосом, а не желание либидинального пениса.
«Мой член леденеет», говорит регулярно пациент, когда его ассоциации приближаются к сексуальному и он ощущает это почти физически. Он ощущает страдание, связанное со своей сексуальной жизнью в своей плоти, он понимает что сексуальность, желание - это вопрос плоти, а не тела; вопрос женского, а не женственности.
Он говорит, что никогда не имел никакого представления о пенетрации. Он ощущает страдания в своей плоти, связанные с тем, что не может с силой ворваться в плоть женщины, которую он любит, с которой он живет, и найти с ней удовольствие, но прежде всего доставить ей наслаждение. Он пришел на анализ, чтобы покончить с этим страданием, чтобы не продолжать проживать сексуальность во взаимном разочаровании, чтобы обнаружить наслаждение, как свое, так и другого, столкнуться с женским в себе и в другом, попробовать пережить опыт инаковости, которая называется различием между полами.
Совершить путешествие, из которого боязно никогда не вернуться, поскольку это приближается слишком близко к инцесту, к материнской плоти. Пациент пошатывается, когда встает с кушетки.
Мужская импотенция, связанная со страхом кастрации, по своей природе - чисто нарциссическая, фаллическая. Она является наследником детской сексуальной теории, в которой отрицается женское и разница между полами.
Фройд имел смелость уточнить: «Чтобы стать в любовной жизни по-настоящему свободным и тем самым счастливым, необходимо преодолеть любое уважение к женщине и свыкнуться с представлением об инцесте с мамой или сестрой».
Естественно, что речь идет о фантазматических представлениях - вне всяческих реальных деструктивных инцестуозных актов - о фантазмах, которые могут способствовать свободе эротической игры в любовных отношениях.
Смелость Фройда в том, что он позволяет нам думать, что психический аппарат может осуществлять, отталкиваясь от этого строгого табу, работу трансформации зон, обреченных на галлюцинирование, в ткань репрезентаций.
И мужчины и женщины постоянно сталкиваются с фаллической защитой, страхом перед архаической матерью и с взаимными завистливыми импульсами и движениями. Гомосексуальные прегенитальные фиксации достаточно сложно преодолеваются.
Импотенция у женщин связана с невозможностью уступить желанию любовника, невозможностью позволить пенетрировать себя глубже своего тела и своего психизма, невозможностью принять в себя чужое, быть побежденной; непереносимостью силы своего любовника из-за фаллического желания обладать пенисом, то есть из-за ненависти к либидинальному пенису. «Я не хочу дать ему возможность получить удовольствие», - говорит одна из пациенток.
Именно получение наслаждения, подаренное ей любовником может вырвать женщину из ее аутоэротических наслаждений и от ее архаической матери. Именно эффект материнского взлома участвует в акте психизации получаемого наслаждения для обоих полов.
Каково же воздействие материнского наслаждения?
Большое количество маминых любовников может вызывать у маленькой девочки ненависть к любовным партнерам, к первосцене и к сексуальности, может привести к появлению тяжелых истерических симптомов, к фригидности и к частым соматическим декомпенсациям.
Как жить девочке дальше, если под вуалью целомудренной матери обнаруживается любовник?
В фильме Клинта Иствуда «Мосты округа Мэдисон» рассказывается о судьбе женщины «без историй» - хорошей жены, хорошей матери. Встретив на своем пути любовника, дарившего ей наслаждение - в ее жизни произошел полный переворот. Она раздираема на части перед непосильной дилеммой: уйти к любовнику или предпочесть семью, что она и сделала, но при этом сильно страдает. 15 лет после ее смерти, двое ее уже взрослых и семейных детей обнаруживают дневник своей матери-любовницы. Их реакции отличаются - сын разгневан, дочь потрясена. Однако, вскоре в их жизни произошли изменения, обе пары в то время находились в конфликте, в шаге от разрыва, но прочитав дневник матери, вновь воспылали друг к другу любовью. Мать-любовница, таким образом, подтолкнула своих детей к новому всплеску либидинальной волны.